Благодаря конкурсу композиторов на YouTube опусы современной академической музыки прослушали люди, которые в обычной жизни в консерваторию не заходят вообще или ходят очень редко. Судя по итогам конкурса, вкусы профессионального жюри и слушателей разошлись диаметрально. Жюри оказалось настолько требовательным, что так и не выбрало никого на первое место.
20 августа были обнародованы итоги конкурса композиторов на видеохостинге YouTube. Жюри, которое возглавил дирижер Теодор Курентзис, первой премии решило не присуждать.
По словам Теодора Курентзиса, никто из участников не смог сравниться с Моцартом, Бетховеном и Шостаковичем в плане новизны произведения для своего времени. Жюри искало что-то, "способное изменить акцент своего времени, стать флагманом целого направления", сказал дирижер, но пока не нашло.
Второе место разделили Владимир Горлинский, автор вещи Paramusic, и Наталья Прокопенко, сочинившая композицию "Архэ". Третье место занял Кирилл Уманский с опусом "Вечер в степи". Победителем пользовательского голосования стала Полина Назайтинская, автор "Зимних колоколов".
Сочинения победителей прозвучат на публике 9 сентября — Российский Национальный оркестр под управлением Теодора Курентзиса исполнит их в Зале Чайковского. Организаторы сделают все от них зависящее, чтобы на концерт, подводящий итоги конкурса, пришла не обычная консерваторская публика, а более широкая аудитория.
Жюри, по словам одной из его участниц, музыкального критика Светланы Савенко, не раздирали разногласия. Решение о том, что композитора-лидера в конкурсе нет, тоже не вызвало споров. Последнее заседание жюри 11 августа шло около двух часов: половина его участников была в Москве, а половина общалась с коллегами с помощью Skype, что немного замедлило работу, но было вполне в духе конкурса — ведь он тоже проходил в виртуальном пространстве.
"Уровень участников конкурса был в результате достаточно высокий,— сказала Савенко, комментируя решение жюри,— но немножко ровный. Действительно, Моцарта мы не открыли".
При этом "современного Моцарта" жюри выбирало среди профессионалов — в шорт-лист из 13 человек вошли сочинения исключительно выпускников консерватории. "Написать партитуру для большого симфонического оркестра человек, не имеющий образования, просто не сможет", — пояснила Савенко. Изначально на конкурс было подано 200 заявок, одну подал человек пенсионного возраста, другие — студенты 17–18 лет, но в шорт-лист их сочинения жюри не включило.
Оценки жюри и пользователей YouTube не совпали. К примеру, сочинение "Зимние колокола" Полины Назайкинской, победившее в пользовательском голосовании, жюри не заинтересовало. "В "Зимних колоколах", безусловно, есть достоинства: это сочинение поэтичное, красивое, лиричное. Но мы— профессионалы и для нас это слишком стандартно. Кроме того, оно проще написано. Там есть мелодия, нормальная гармония. Возможно, это и подкупило слушателей YouTube: они услышали что-то знакомое",— поясняет Савенко.
По-разному жюри и пользователи оценили и участников конкурсной программы. Автор одного из комментариев к записям конкурсантов на YouTube написал, что все они, в сущности, похожи друг на друга. По мнению профессионалов, между ними— большая разница.
(gzt.ru)конкурс молодых моцартов