21 февраля во МХАТЕ им. Горького Борис Борисович Гребенщиков вновь своеобразно поблагодарил публику - на этот раз по-японски, представив с музыкантами "Аквариума" новую концертную программу под названием "Аригато".
Выступление группы началось с энергичной композиции "Брод", которой музыканты сразу дали понять зрителям, что, несмотря на камерность концертной площадки, они настроены дать полноценный электрический концерт на сцене театра. При этом даже на медленных композициях отменная акустика зала лишь подчёркивала уровень мастерства музыкантов и то, как вырос "Аквариум" в профессиональном плане. Тем не менее, было очевидно, что БГ заранее проработал каждый номер в соответствии с особенностью площадки и даже выделил некоторые блоки программы.
В первом блоке звучали фолковые номера "Аквариума" с уклоном на народную ирландскую песню, к которой в последнее время питают слабость музыканты коллектива. Очень свежо и мощно прозвучала композиция "Мертвые матросы не спят". Она превратилась в разудалый пиратский марш на фоне развевающегося чёрного знамени с черепом и костями, минималистически украшавшим выступление группы.
Затем Борис Борисович поправив очки, обратился к публике с вопросом, что сыграть дальше. Из зала полетели совершенно неожиданные предложения вплоть до варианта исполнить рэп. На что БГ отшутился, что тогда ничего не остается, как сыграть "фолкнеореп" и тут же последовала уже ставшая новой классикой "Аквариума" песня "Стаканы". Публика отреагировала мгновенно аплодисментами, вторя бодрому ритму песни, а многие, забыв о том, что находятся в театре, повставали с мест и начали весело пританцовавать. Особенно активных пыталась утихомирить охрана.
БГ явно всё это забавляло, и он всё более входил в раж, переходя от ирладского фолка то к "буддийским рок-н-роллам", то к солнечному ямайскому регги. Во всех этих ипостасях БГ чувствовал себя более чем уверенно, наполняя эфемерной буддийской пустотой и какой-то словесной иллюзорностью, которую "умом не понять", любую свою песню, заставляя слушателя самостоятельно искать "другие" смыслы. Странно только, что не прозвучала композиция "Пока несут саке", которая так органично бы вписалась в программу под названием "Аригато".
Зато было исполнено большое количество номеров с экспериментального альбома "Аквариума" "Zoom zoom zoom" и особенно удачного последнего альбома "Беспечный русский бродяга", записанного в лучших традициях постмодернизма и немало расхваленного музыкальными критиками.
Во время исполнения песни "Последний поворот" в зале неожиданно появился батюшка со своими духовными сестрами (или прихожанками храма). Что примечательно, к духовному отцу было проявлено особо повышенное внимание со стороны администрации театра. Охрана долго суетилась на боковом входе, пытаясь найти места в переполненном партере, чтобы усадить батюшку. В итоге, не найдя мест, она любезно предложила принесённые специально стулья, и разместила батюшку с сестрами в проходе.
БГ в это время сидел в полной темноте, лишь с зажженной перед ним свечой. В зале было совершенно тихо, гуру под акустическую гитару пел почти шёпотом:
"А если завтра в чистый рай
Под белы руки взят буду -
Апостол Петр, ой батька Николай,
Возьми меня отсюда".
Это было крайне символично с учётом того, что Борис Борисович как-то всегда ассоциировался с проповедничеством буддизма, а не православия, да и святые отцы всегда отмечали рвение к православному просвещению у Константина Евгеньевича Кинчева, но уж точно не у Бориса Борисовича Гребенщикова. Потому особенно странным было увидеть на концерте БГ батюшку.
Но с другой стороны, когда маэстро исполнил композицию "Мама, я не могу больше пить" и прохрипел о том, что "я крещусь, когда вижу стакан" - версии появились...
Трудно сказать, знал ли сам Гребенщиков о том, что на его концерт придёт батюшка, но каких-то специальных реверансов в сторону православной церкви он не выказывал. Так же, как обычно, складывал руки в форме лотоса и благодарил публику после каждой песни. А такие композиции как "Voulez Vous Coucher Avec Moi?", "Беспечный русский бродяга", "Белая" или театральный монолог БГ "О смысле всего сущего" показывали вполне светский настрой маэстро.
Напоследок, когда БГ вышел на бис, прозвучал классический боевик "Аквариума" "Рок-н-ролл мёртв" с пятиминутной блюзовой импровизацией, после чего одухотворённый БГ сказал о том, закончить концерт стоит тихой песней…. и неожиданно исполнил забойный рок-н-ролл под названием "Шумелка (Поцелуй меня в чакру)".
Тем самым в очередной раз гуру русского рока предстал перед зрителями в непредсказуемом амплуа, тонко подчеркнув, что пороха в его пороховницах ещё хоть отбавляй.
(newsmusic.ru)