По пальцам одной руки можно пересчитать музыкантов, в чьи дни рождения в разных городах мира проходят престижные фестивали и гала-концерты. В первую очередь это: Джон Леннон, Ричи Блэкмор и главная звезда реггей музыки Боб Марли. В честь дня рождения последнего в эти дни пройдут фестивали в Нью-Йорке, Кингстоне, Лондоне, Ливерпуле, Токио, других городах. И, конечно - в Москве.
Вряд ли в каком музыкальном стиле есть еще столь знаковая фигура, которая однозначно является бесспорным лидером и флагманом. Но в реггей Боб Марли стал одновременно и пионером жанра, и его классикой, и главной движущей силой. Моде на растаманство, на волосы, заплетенные во множество косичек - дреды, на музыку, в которой раскованные, солнечные и немного безалаберные ритмы соединяются с атмосферой радости, эпикурейства и долгого лета - за все это Европа и Америка в первую очередь благодарны именно Бобу с Ямайки. Да и стиль "new wave" ("новая волна") тоже появился во многом благодаря ему. Марли часто играл в Лондоне, и не без его влияния, как уверяют эксперты, английские рок-музыканты адаптировали реггей под более привычные для британского уха мелодику, бит и романтику.
Возможно, ничего этого бы и не произошло, если бы 6 февраля 1945 года в гетто Кингстона не родился бойкий и с детства очень вертлявый и деятельный мальчуган - Роберт Неста Марли. Еще в юности он начал работать в магазине, а все свободное время тратил на то, чтобы сочинять песни, исполнять их и стараться прислушиваться к старшим и более опытным музыкантам. Поэтому и смог добиться поддержки вначале продюсера музыки ска Лесли Конга, который помог сделать Марли первые записи, а затем гитариста Питера Тоша, который выучил его получше играть. Уже в 19 лет Боб добился большого успеха - его хит стал самым популярным на Ямайке.
Боб Марли не почивал на лаврах и уехал завоевывать мировую славу. Не ропща на судьбу, работал в США на шинном заводе, продолжал писать песни, играть по клубам и быть душой многих музыкальных тусовок. Эрик Клэптон услышал песню Марли I Shot A Sherif и включил в свой альбом. В итоге она стала международным бестселлером. А чуть позже знаменитую "No Woman, No Cry" ("Женщина, только не плачь") Боба Марли включили в свой репертуар супермодные тогда "Boney M".
С тех пор музыкант выпускал в год по одному-два альбома, продвигал молодых исполнителей, выступал на самых престижных рок-фестивалях и увлек своей музыкой полмира. Но будучи примером успеха, таланта и верности музыкальным идеалам, Боб в итоге, увы, стал и негативным антипримером. Даже на обложке первого американского альбома "Catch A Fire" - он умудрился попозировать с самокруткой в руке. Травка, растаманские традиции, неугомонный образ жизни - до сих пор никто не скажет, что привело к трагической коде: на одном из первых концертов американского тура 1980 года музыкант прямо на сцене потерял сознание. Врачи поставили диагноз: он давно уже болен - у него одновременно (уникальный в общем-то случай) рак мозга и легких. Несмотря на интенсивное лечение, Боб Марли скончался 11 мая 1981 года, причем - на родине, ради последних месяцев жизни он вернулся на родную Ямайку...
Песни Боба Марли по-прежнему исполняют разные музыканты, а английская группа "UB-40" - давний апологет реггей - в этом году получит "Грэмми-2007". А на празднование дня рождения Марли 7 февраля в московском клубе "Б-1 Максимум" прибудет культовая фигура современного реггей - певец и продюсер Ли "Скретч" Перри. Тот, кто как раз и раскручивал знаменитого музыканта в 1960-е. Надеюсь, мэтр обратит внимание на кого-то из участников очередного, уже "XIX реггей-фестиваля, приуроченного ко дню рождению Боба Марли". Группы "Джа Дивижн" или "Даб-TV" этого вполне заслуживают.
(rg.ru)